Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Страничка учителя-дефектолога

Дата: 12 июля 2016 в 11:58, Обновлено 24 июля 2020 в 11:53

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ЗАДАНИЮ УЧИТЕЛЯ – ДЕФЕКТОЛОГА

  1. Занятия должны быть регулярными, носить занимательный, никак не принудительный характер, не превращаться в дополнительные учебные часы.
  2. Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.
  3. Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребенок огорчен неудачей. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер.
  4. Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления, пресыщения. Желательно сообщать ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра.
  5. Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятий, чередовать задания по обогащению словаря с заданиями по развитию памяти, внимания, звукопроизношения, развитию речи.
  6. Необходимо поддерживать у ребенка желание заниматься, стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЫХАНИЯ

 ПИЛКА ДРОВДети становятся друг против друга парами, берутся за руки и имитируют пилку дров: руки на себя - вдох, руки от себя - выдох.

ПОГРЕТЬСЯ НА МОРОЗЕ. Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

НАДУЕМ ИГРУШКУ. Детям предлагается надуть резиновые надувные игрушки, воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через в отверстие игрушки.

ЛИСТЬЯ ШЕЛЕСТЯТ. Предлагаются полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленные к «ветке». По сигналу «Подул ветерок» дети плавно дуют на листики так, чтобы они «зашелестели».

БАБОЧКИ "Перед детьми раскладывают «зеленые полянки» с разноцветными бабочками, вырезанными из тонкой бумаги. Бабочки прикреплены тонкими нитками к «полянке». Дуть на бабочку можно только при одном выдохе. По сигналу «Красная бабочка полетела» дети дуют на бабочек красного цвета и т. д.

ЗАДУТЬ СВЕЧУ. По очереди подносится детям зажженная свеча. По сигналу «Тихий ветерок» дети медленно выдыхают так, чтобы пламя свечи отклонялось, но не гасло. По сигналу «Сильный ветер» дети стараются на одном выдохе задуть свечу.

ПОКАТАЙ КАРАНДАШ. Детям предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по парте круглый карандаш.

КОСТЕР. Перед детьми кладется макет костра с полосками тонкой красной бумаги. Детям предлагается раздувать «угасающий» костер, вдыхая через нос и медленно выдыхая через рот.

ЧАЙНИК ЗАКИПЕЛ. У каждого ребенка пузырек с узким горлышком диаметром 1-1,5 см. По сигналу «У Саши чайник закипел» один из детей (Саша) дует в отверстие пузырька, чтобы получился свист. Для этого нужно, чтобы нижняя губа касалась края горлышка, а струя воздуха была сильной.

СНЕЖИНКИ ЛЕТЯТ. На ниточки прикрепляются легкие кусочки ваты или вырезанные из тонкой бумаги снежинки. Детям предлагается длительно подуть на них по сигналу «Снежинки летят».

ВЕРТУШКА. Детям предлагается длительно подуть на вертушку, чтобы она плавно вертелась.

КАК ОТНОСИТЬСЯ К РЕЧЕВЫМ ОШИБКАМ ДЕТЕЙ?

Повседневно общаясь с детьми, родители сталкиваются с разнообразными грамматическими ошибками в их речи. Это:

  • неправильные окончания имен существительных множественного числа родительного падежа (лошадев, карандашов, птичков, стулов); неодушевленных имен существительных мужского рода в предложном падеже (в носе, в роте, в глазе, на шкафе);
  • изменение по падежам несклоняемых существительных (в пальте, в кине, на пианине, кофею);
  • незнание рода имен существительных (это моя печенья, всю молоко выпил, один яблок);
  • ошибки в основе глаголов (даваю, ехаю, бежу, искаю, жеваю);
  • неправильная форма сравнительной степени прилагательных ( хужее, твердее, близее);
  • неправильное склонение числительных (идите по одном, иди с двоями, собака с пять щенят, курица пришла без два цыпленка);
  • отсутствие в личных местоимениях начального Н в косвенных падежах (у ей, к ему, с ими)

       Ученые, изучающие развитие детской речи, отмечают, что когда ребенок усваивает какую-нибудь форму языкового значения, то он распространяет ее и на другие. Иногда это обобщение языковой формы оказывается правильным, иногда – нет.

 Когда ошибки носят случайный характер, то на них не стоит фиксировать внимание ребенка. Устойчивые же ошибки следует непременно исправлять. Если на них не обращать внимания, речь ребенка надолго останется неправильной. Ни в коем случае нельзя смеяться над малышом или высмеивать его ошибки, дразнить ребенка. Не следует пересказывать детские слова и фразы с ошибками как анекдоты, особенно в присутствии самих детей. Дети очень гордятся тем, что им удалось насмешить взрослых, и начинают коверкать слова уже умышленно. Исправлять ошибки нужно доброжелательно, тактично. Например.

     В зоопарке четырехлетний мальчик с интересом рассматривает зверей, а затем вдруг говорит: «Папа, смотри, у слонов ногов и глазов столько же, сколько у льва». Отец слышит, что сын неправильно по числовым и падежным нормам употребил слова. Отойдя от клетки и увидев, что ребенок успокоился,  он сказал: «Ты правильно подметил, только надо было сказать так: «У слонов ног и глаз столько же, сколько у львов»  А теперь ты повтори, только правильно».

     Вскоре после посещения зоопарка отец купил мальчику набор цветных открыток «Зоопарк». Играя с сыном в игру «Что я видел в зоопарке», он просил мальчика вспомнить, животных, которых он видел, назвать в форме множественного числа, а затем найти их на открытке. Сын с большим удовольствием выполнял задания, не  подозревая, что отец придумал такую игру, чтобы научить его образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих диких животных.

КАК ПРЕДУПРЕДИТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЕ У ДЕТЕЙ ЗАТРУДНЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИХ ГРАМОТЕ

(советы родителям)

     Родители, воспитатели сознательно или нет, перестраивают свое отношение к будущему школьнику. Практически ежедневно ребенку сообщают: «Ты уже большой! Тебе скоро в школу!» и т.д. взрослые требуют от него большой серьезности, внимательности, усидчивости и т.д., чего не было раньше.

     Почти все дети хотят пойти в школу, с нетерпением ждут этого дня, мечтают о встрече с учительницей, с новыми друзьями. Родители должны обязательно поддерживать это желание, этот интерес и ни в коем случае не пугать школой. Иногда можно слышать, как мама с укором говорит: «Вот подожди, пойдешь в школу, там тебе покажут, как надо слушаться, там учительница строгая». Ребенок станет бояться наступления этого часа. Лучше, чтобы первоклассник переступал порог школы без страха, с надеждой, что его ожидает что-то интересное и радостное. И если его встретит добрая, ласковая учительница, то неуверенность и страхи останутся позади.

     Все дети хотят поскорее научиться читать, писать, рисовать, мастерить и т.д. но, к сожалению, уже в первые недели пребывания в школе могут возникнуть трудности, неудачи, может постигнуть разочарование. Родителям следует помнить, что многих неудач можно избежать, если своевременно помочь ребенку. Как же это сделать? Каждая мама помнит, как развивался ее малыш, когда начал говорить слова, когда составил из них первые предложения. Важно обратить внимание на произношение: правильно ли ребенок выговаривает слова, звуки? Некоторые родители, а иногда и учителя, считают ошибки в речи детей нелепыми, вызванными их личностными качествами неумением слушать, невнимательностью, небрежным отношением к работе и т.д. на самом же деле в основе подобных ошибок лежат более серьезные причины несформированность фонетико-фонематической и  лексико-грамматической сторон речи. Так, пропуски гласных и согласных, перестановка букв слове, перестановка  и выпадение слогов, появление лишних букв или слогов в слове обусловлены несформированностью фонетического слуха и связанных с ним анализа и синтеза слова. Порой бывает и так, что перед школой с ребенком работали над исправлением произношения, но он все же путает схожие звуки и буквы, заменяет их (с-з, ш-ж, л-р, ч-ц и др.), в результате чего на письме допускает много ошибок. Это обусловлено тем, что фонематическое восприятие еще недостаточно сформировано, не выработаны условные связи на данный звук и не установлены нужные соотношения между звуком и буквой, похожие звуки не дифференцированы. Значит, работу следует продолжить. Ее можно проводить и дома, ведь не всегда можно попасть к логопеду. Предлагаем использовать игры, которые не требуют специальной подготовки и организации.

     По дороге из детского сада домой, можно сказать ребенку: «Давай поиграем! Я скажу, а ты попробуй повторить за мной, затем скажи сам, четко выговаривая каждые слово и звук».

Цель таких упражнений – отработка четкости артикуляции.

Высказывания и фразы для воспроизведения:

Мама мылом мыла Милу, не любила Мила мыло (л-м).

Ткет ткач ткани на платок Тане (сочетание согласных тк, пл).

Очень часто блюдца у Танечки бьются (ч-ц).

Лара у Вали играет на рояле (р-л).

Ученица-озорница получила единицу (ч-ц).

У ежа ежата, у ужа ужата (ж).

На дворе трава, на траве дрова (стечение согласных тр, др).

Сеня – незнайка, а Зина – зазнайка (с-з).

Саша любит сушки, а Соня - ватрушки (с-ш).

Можно проводить речевые игры.

    Игра «У кого хороший слух?» развивает фонематический слух и звуковой анализ. Называется ряд слов, содержащих звук, который ребенок произносит (или произносил) неправильно. Услышав звук в слове. Он должен подать сигнал. Затем предлагается поделить слово на части (слоги) и определить, в какой их них находится звук. Если у ребенка не получается проделать это на слух, тогда надо использовать наглядные опоры. Например, ребенок путает или не произносит «ш». Берутся картинки, на которых изображен шар, шапка, машина, кошка, Наташа и т.д. Каждое слово (картинка) «записывается» полоской, каждый звук изображается кружком: <sub>000. </sub>ребенок должен услышать звук «ш», определить, стоит он в начале, середине или конце слова. В результате следует вывод: в слове «шар» - один слог, три звука. В слове «кошка» - два слога, звук «ш» - в первом слоге, по счету - третий. Этому помогает схема <sub>000</sub>.

    Аналогично поводятся игры на любой звук, на дифференциацию сходных по звучанию звуков. Главное, чтобы ребенок научился слышать и узнавать заданный звук, определять его место в слове, записывать соответствующей буквой. При овладении этим навыком дисграфические (неспецифические) ошибки исчезнут. Если возникнут затруднения, сложности, следует обратиться к логопеду.

    Можно давать для тренировки маленькие стишки, речитативы, скороговорки.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.