Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Рекомендации для руководителя физического воспитания при планировании задач образовательной области «Физическая культура» учебной программы дошкольного образования

Дата: 17 августа 2020 в 12:39, Обновлено 17 августа 2020 в 12:40

Рекомендации для руководителя физического воспитания при планировании задач образовательной области «Физическая культура» учебной программы дошкольного образования

Содержание учебной программы дошкольного образования предполагает комплексный подход к осуществлению оздоровительных, образовательных и воспитательных задач в процессе физического развития дошкольников при реализации задач образовательной области «Физическая культура».

Оздоровительные задачи:

- охрана жизни и укрепления здоровья;

- улучшение физического развития;

- функциональное совершенствование и повышение работоспособности организма ребенка;

- совершенствование и закаливание организма;

- гармоничное физическое развитие;

- повышение работоспособности;

- хорошее владение своим телом;

- формирование правильной осанки;

- профилактика нарушений осанки, плоскостопия;

- укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

- улучшение обменных процессов в организме;

- закаливание организма;

- правильное и своевременное развитие костного аппарата, связок, суставов, обеспечивающих нормальное положение туловища и развитие всех органов и систем;

- развитие всех групп мышц (туловища, спины, живота, ног, плечевого пояса, рук, кисти, пальцев, стопы, шеи, глаз, лица);

- укрепление мышц сердца, улучшение ритмичности его сокращений, развитие способности приспосабливаться к внезапно изменяющейся нагрузке;

- укрепление дыхательной мускулатуры, развитие подвижности грудной клетки, содействие углублению дыхания, экономному расходованию воздуха, устойчивости ритма дыхания, увеличению жизненной емкости легких;

- защита, охрана кожи детей от повреждений и содействие правильному развитию её функций;

- совершенствование нервных процессов, развитие активного торможения, а также двигательного анализатора, органов чувств.

Образовательные задачи:

- формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков;

- формирование физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости, силы, гибкости);

- развитие двигательных способностей;

- формирование представлений о физической культуре человека;

- активизация мышления и развитие осознанности двигательных действий;

- расширение словаря, связанного с физической культурой;

- развитие психических процессов (внимание, воображение, память).

Воспитательные задачи:

- воспитание положительного отношения к двигательной деятельности, интереса к её результатам;

- привитие навыков гигиены;

- воспитание дружеских взаимоотношений, коллективизма и товарищества, самостоятельности и организованности, выдержки и настойчивости в преодолении трудностей, интереса к спортивным упражнениям, целеустремленности и настойчивости, доброжелательности и взаимопомощи, организованности и коллективизма;

- воспитание волевых качеств и т.д.;

- воспитание у детей привычки к строгому соблюдению распорядка дня и потребности к ежедневным занятиям физическими упражнениями;

- воспитание любви к занятиям спортом, интерес к результатам своих занятий и к достижениям спортсменов;

- формирование положительных черт характера (организованность, дисциплинированность, самостоятельность, активность);

- формирование нравственных качеств (честность, справедливость, чувство товарищества, взаимопомощь, умение заниматься в коллективе);

- воспитание бережного отношения к спортивному инвентарю;

- формирование волевых качеств (смелость, решительность, настойчивость в преодолении трудностей, уверенность в своих силах, выдержка и др.);

- формирование способности воспринимать, чувствовать, понимать и правильно оценивать красоту, изящество, выразительность движений, поз, осанки;

- формирование способности воспринимать красоту костюмов, физкультурного инвентаря, окружающей обстановки;

- воспитание стремления к эстетически оправданному поведению, непримиримости ко всему грубому в действиях, словах, поступках;

- воспитание трудолюбия.

Типы занятий по образовательной области «Физическая культура»

Занятия бывают:

- Учебно-тренировочное: формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, совершенствование умений и навыков (50% всех занятий).

- Сюжетное: построено на одном сюжете («Зоопарк», «Колобок»). Решаются задачи совершенствование двигательных умений и навыков, воспитание интереса к занятиям физическими упражнениями.

- Игровое: построено на основе подвижных игр с разным двигательным содержанием, игр-эстафет. Совершенствуются двигательные умения и навыки, развиваются физические качества, воспитывается интерес к занятиям, физическим упражнениям, двигательная самостоятельность и т. д.

- Комплексное: направлено на интеграцию различных видов деятельности. Решаются задачи психического, умственного, нравственного развития.

- Физкультурно-познавательное: занятие носит комплексный характер, решаются задачи эколого-физического, нравственно-физического, умственного и физического развития ребенка.

- Тематическое: посвящено, как правило, одному виду спортивных игр или упражнений. Разучиваются новые виды спортивных упражнений и игр, закрепляются навыки в уже освоенных движениях.

Если в основу классификации занятия положить образовательные задачи и рассматривать занятия с точки зрения сообщения нового и знакомого материала, то можно выделить следующие типы:

- смешанного типа: разучивание нового и закрепление освоенных движений;

- занятие целиком построено на закрепление двигательного навыка;

- занятие контрольного и учетного характера, где проверяются умения, уровень развития двигательных навыков и физических качеств.

Выбор типа занятия зависит от задач, которые ставит перед собой педагог.

Структура и содержание занятий

Физические упражнения на занятии располагаются в определенном порядке, которые обеспечивают физическую и психологическую готовность ребенка к нарастанию сложности материала, приведение организма к готовности выполнять наиболее сложные упражнения.

Исходя из этого, в физкультурном занятии выделяется 3 части, они тесно взаимосвязаны, но каждая из них решает определенные задачи:

- вводная часть;

- основная часть;

- заключительная.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.

Задача: повысить эмоциональную настроенность детей, активизировать их внимание, постепенно подготовить организм к предстоящей повышенной физической нагрузке.

Для того чтобы вводная часть не была однообразной, в ней следует планировать:

- строевые упражнения;

- упражнения на внимание;

- разные виды ходьбы и бега;

- упражнения в равновесии;

- упражнения в ползании;

- прыжковые упражнения;

- упражнения на формирование правильной осанки;

- упражнения для профилактики плоскостопия;

- танцевальные упражнения.

Продолжительность вводной части в зависимости от возраста детей 2-6 мин.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.

Задача: формирование основных двигательных навыков и их закрепление, развитие физических качеств, тренировка различных мышечных групп, тренировка и совершенствование физиологических функций организма.

В основной части планируют:

- общеразвивающие упражнения;

- основные движения;

- подвижная игра.

Требования к подбору общеразвивающих упражнений (ОРУ) к занятию:

1. ОРУ подбираются из разных исходных положений: стоя, сидя, лежа;

2. проводятся с использованием пособий и атрибутов, без них.

Способы раздачи пособий:

1. дети берут пособия по ходу движения в колонне;

2. ведущий в колонне раздает пособия;

3. воспитатель сам раздает пособия;

4. пособия заранее разложены по залу;

5. воспитатель «высыпает» пособия (мячи).

ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ:

Способы организации детей на выполнение основных движений:

1. фронтальный – одновременное выполнение детьми упражнений. Используется, начиная с младшей группы.

- обеспечивает высокую моторную плотность;

- руководитель физического воспитания держит в поле зрения всю группу и непосредственно руководит ею;

- руководитель физического воспитания постоянно взаимодействует с детьми;

- дети приучаются к коллективному выполнению движений.

Недостатки - затрудняет индивидуальный подход;

- трудно контролировать качество выполнения движений.

2. групповой – группа делится на подгруппы и каждая подгруппа выполняет свое задание. Руководитель физического воспитания чаще всего находится там, где упражнение требует страховки.

Используется, начиная со 2 полугодия в средней группе.

Обеспечивает высокую моторную плотность, предоставляется возможность выполнять упражнения детям самостоятельно;

Недостатки - ограничен контроль за качеством выполнения движений, ограничена возможность в оказании помощи.

3. поточный – выполнение упражнений друг за другом.

Используется с младшей группы. Высокая моторная плотность.

Недостатки - затруднена страховка, трудно проследить за качеством выполнения упражнений каждым ребенком.

Разновидность поточного способа выполнения движений является круговой.

4. индивидуальный – каждый выполняет упражнение по очереди. Воспитателю необходимо вовлечь детей в активное наблюдение. Используется на первых этапах обучения при выполнении сложных движений, особенно тех, которые требуют страховки.

- руководитель физического воспитания контролирует выполнение упражнения каждым ребенка;

- удобно организовать страховку;

- следить за качеством выполнения упражнений.

Недостатки - низкая моторная плотность.

Выбор способа организации детей зависит от:

- сложности и характера упражнений;

- места проведения;

- оснащенности;

- возраста и подготовленности детей.

5. метод круговой тренировки: используется в работе с детьми старшего возраста. Дети делятся на несколько подгрупп для выполнения основных движений. По сигналу, дети переходят к новому оборудованию и выполняют основные движения по кругу. Воспитатель и руководитель физического воспитания страхуют детей в том месте, где выполняются сложные движения (лазанье, прыжки и др.)

Дети должны упражняться в основных движениях как можно больше, но не менее 5-6 раз.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА:

1. игра должна быть знакомой;

2. соответствовать возрастным особенностям детей;

3. большой подвижности;

4. времени года;

5. желательно двигательное содержание игры не повторяло основных движений, используемых на занятии.

Продолжительность основной части от 15 до 25 мин., где на ОРУ отводится от 3-7 мин; ОД – 8-12 мин;

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.

Задача: обеспечить постепенный переход от повышенной мышечной деятельности к спокойной, уменьшить двигательное возбуждение, сохранив при этом бодрое настроение детей.

Планируется:

- игра малой подвижности;

- дыхательные упражнения;

- упражнения на релаксацию;

- самомассаж;

- ходьба.

Продолжительность заключительной части – 2-4 мин.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.