Рекомендации для руководителя физического воспитания при планировании задач образовательной области «Физическая культура» учебной программы дошкольного образования
Содержание учебной программы дошкольного образования предполагает комплексный подход к осуществлению оздоровительных, образовательных и воспитательных задач в процессе физического развития дошкольников при реализации задач образовательной области «Физическая культура».
Оздоровительные задачи:
- охрана жизни и укрепления здоровья;
- улучшение физического развития;
- функциональное совершенствование и повышение работоспособности организма ребенка;
- совершенствование и закаливание организма;
- гармоничное физическое развитие;
- повышение работоспособности;
- хорошее владение своим телом;
- формирование правильной осанки;
- профилактика нарушений осанки, плоскостопия;
- укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
- улучшение обменных процессов в организме;
- закаливание организма;
- правильное и своевременное развитие костного аппарата, связок, суставов, обеспечивающих нормальное положение туловища и развитие всех органов и систем;
- развитие всех групп мышц (туловища, спины, живота, ног, плечевого пояса, рук, кисти, пальцев, стопы, шеи, глаз, лица);
- укрепление мышц сердца, улучшение ритмичности его сокращений, развитие способности приспосабливаться к внезапно изменяющейся нагрузке;
- укрепление дыхательной мускулатуры, развитие подвижности грудной клетки, содействие углублению дыхания, экономному расходованию воздуха, устойчивости ритма дыхания, увеличению жизненной емкости легких;
- защита, охрана кожи детей от повреждений и содействие правильному развитию её функций;
- совершенствование нервных процессов, развитие активного торможения, а также двигательного анализатора, органов чувств.
Образовательные задачи:
- формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков;
- формирование физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости, силы, гибкости);
- развитие двигательных способностей;
- формирование представлений о физической культуре человека;
- активизация мышления и развитие осознанности двигательных действий;
- расширение словаря, связанного с физической культурой;
- развитие психических процессов (внимание, воображение, память).
Воспитательные задачи:
- воспитание положительного отношения к двигательной деятельности, интереса к её результатам;
- привитие навыков гигиены;
- воспитание дружеских взаимоотношений, коллективизма и товарищества, самостоятельности и организованности, выдержки и настойчивости в преодолении трудностей, интереса к спортивным упражнениям, целеустремленности и настойчивости, доброжелательности и взаимопомощи, организованности и коллективизма;
- воспитание волевых качеств и т.д.;
- воспитание у детей привычки к строгому соблюдению распорядка дня и потребности к ежедневным занятиям физическими упражнениями;
- воспитание любви к занятиям спортом, интерес к результатам своих занятий и к достижениям спортсменов;
- формирование положительных черт характера (организованность, дисциплинированность, самостоятельность, активность);
- формирование нравственных качеств (честность, справедливость, чувство товарищества, взаимопомощь, умение заниматься в коллективе);
- воспитание бережного отношения к спортивному инвентарю;
- формирование волевых качеств (смелость, решительность, настойчивость в преодолении трудностей, уверенность в своих силах, выдержка и др.);
- формирование способности воспринимать, чувствовать, понимать и правильно оценивать красоту, изящество, выразительность движений, поз, осанки;
- формирование способности воспринимать красоту костюмов, физкультурного инвентаря, окружающей обстановки;
- воспитание стремления к эстетически оправданному поведению, непримиримости ко всему грубому в действиях, словах, поступках;
- воспитание трудолюбия.
Типы занятий по образовательной области «Физическая культура»
Занятия бывают:
- Учебно-тренировочное: формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, совершенствование умений и навыков (50% всех занятий).
- Сюжетное: построено на одном сюжете («Зоопарк», «Колобок»). Решаются задачи совершенствование двигательных умений и навыков, воспитание интереса к занятиям физическими упражнениями.
- Игровое: построено на основе подвижных игр с разным двигательным содержанием, игр-эстафет. Совершенствуются двигательные умения и навыки, развиваются физические качества, воспитывается интерес к занятиям, физическим упражнениям, двигательная самостоятельность и т. д.
- Комплексное: направлено на интеграцию различных видов деятельности. Решаются задачи психического, умственного, нравственного развития.
- Физкультурно-познавательное: занятие носит комплексный характер, решаются задачи эколого-физического, нравственно-физического, умственного и физического развития ребенка.
- Тематическое: посвящено, как правило, одному виду спортивных игр или упражнений. Разучиваются новые виды спортивных упражнений и игр, закрепляются навыки в уже освоенных движениях.
Если в основу классификации занятия положить образовательные задачи и рассматривать занятия с точки зрения сообщения нового и знакомого материала, то можно выделить следующие типы:
- смешанного типа: разучивание нового и закрепление освоенных движений;
- занятие целиком построено на закрепление двигательного навыка;
- занятие контрольного и учетного характера, где проверяются умения, уровень развития двигательных навыков и физических качеств.
Выбор типа занятия зависит от задач, которые ставит перед собой педагог.
Структура и содержание занятий
Физические упражнения на занятии располагаются в определенном порядке, которые обеспечивают физическую и психологическую готовность ребенка к нарастанию сложности материала, приведение организма к готовности выполнять наиболее сложные упражнения.
Исходя из этого, в физкультурном занятии выделяется 3 части, они тесно взаимосвязаны, но каждая из них решает определенные задачи:
- вводная часть;
- основная часть;
- заключительная.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.
Задача: повысить эмоциональную настроенность детей, активизировать их внимание, постепенно подготовить организм к предстоящей повышенной физической нагрузке.
Для того чтобы вводная часть не была однообразной, в ней следует планировать:
- строевые упражнения;
- упражнения на внимание;
- разные виды ходьбы и бега;
- упражнения в равновесии;
- упражнения в ползании;
- прыжковые упражнения;
- упражнения на формирование правильной осанки;
- упражнения для профилактики плоскостопия;
- танцевальные упражнения.
Продолжительность вводной части в зависимости от возраста детей 2-6 мин.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.
Задача: формирование основных двигательных навыков и их закрепление, развитие физических качеств, тренировка различных мышечных групп, тренировка и совершенствование физиологических функций организма.
В основной части планируют:
- общеразвивающие упражнения;
- основные движения;
- подвижная игра.
Требования к подбору общеразвивающих упражнений (ОРУ) к занятию:
1. ОРУ подбираются из разных исходных положений: стоя, сидя, лежа;
2. проводятся с использованием пособий и атрибутов, без них.
Способы раздачи пособий:
1. дети берут пособия по ходу движения в колонне;
2. ведущий в колонне раздает пособия;
3. воспитатель сам раздает пособия;
4. пособия заранее разложены по залу;
5. воспитатель «высыпает» пособия (мячи).
ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ:
Способы организации детей на выполнение основных движений:
1. фронтальный – одновременное выполнение детьми упражнений. Используется, начиная с младшей группы.
- обеспечивает высокую моторную плотность;
- руководитель физического воспитания держит в поле зрения всю группу и непосредственно руководит ею;
- руководитель физического воспитания постоянно взаимодействует с детьми;
- дети приучаются к коллективному выполнению движений.
Недостатки - затрудняет индивидуальный подход;
- трудно контролировать качество выполнения движений.
2. групповой – группа делится на подгруппы и каждая подгруппа выполняет свое задание. Руководитель физического воспитания чаще всего находится там, где упражнение требует страховки.
Используется, начиная со 2 полугодия в средней группе.
Обеспечивает высокую моторную плотность, предоставляется возможность выполнять упражнения детям самостоятельно;
Недостатки - ограничен контроль за качеством выполнения движений, ограничена возможность в оказании помощи.
3. поточный – выполнение упражнений друг за другом.
Используется с младшей группы. Высокая моторная плотность.
Недостатки - затруднена страховка, трудно проследить за качеством выполнения упражнений каждым ребенком.
Разновидность поточного способа выполнения движений является круговой.
4. индивидуальный – каждый выполняет упражнение по очереди. Воспитателю необходимо вовлечь детей в активное наблюдение. Используется на первых этапах обучения при выполнении сложных движений, особенно тех, которые требуют страховки.
- руководитель физического воспитания контролирует выполнение упражнения каждым ребенка;
- удобно организовать страховку;
- следить за качеством выполнения упражнений.
Недостатки - низкая моторная плотность.
Выбор способа организации детей зависит от:
- сложности и характера упражнений;
- места проведения;
- оснащенности;
- возраста и подготовленности детей.
5. метод круговой тренировки: используется в работе с детьми старшего возраста. Дети делятся на несколько подгрупп для выполнения основных движений. По сигналу, дети переходят к новому оборудованию и выполняют основные движения по кругу. Воспитатель и руководитель физического воспитания страхуют детей в том месте, где выполняются сложные движения (лазанье, прыжки и др.)
Дети должны упражняться в основных движениях как можно больше, но не менее 5-6 раз.
ПОДВИЖНАЯ ИГРА:
1. игра должна быть знакомой;
2. соответствовать возрастным особенностям детей;
3. большой подвижности;
4. времени года;
5. желательно двигательное содержание игры не повторяло основных движений, используемых на занятии.
Продолжительность основной части от 15 до 25 мин., где на ОРУ отводится от 3-7 мин; ОД – 8-12 мин;
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.
Задача: обеспечить постепенный переход от повышенной мышечной деятельности к спокойной, уменьшить двигательное возбуждение, сохранив при этом бодрое настроение детей.
Планируется:
- игра малой подвижности;
- дыхательные упражнения;
- упражнения на релаксацию;
- самомассаж;
- ходьба.
Продолжительность заключительной части – 2-4 мин.