Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Рекомендации по организации предметно-развивающей среды  в возрастных группах учреждения дошкольного образования

Дата: 17 февраля 2022 в 15:01, Обновлено 17 февраля 2022 в 15:10

Рекомендации по организации предметно-развивающей среды  в возрастных группах учреждения дошкольного образования

    Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную среду  пространства и времени воспитанника в группе, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей в группе.

   Требования к созданию безопасных условий для ребенка при осуществлении образовательного процесса содержатся в ряде нормативных документов. 

Статья 91 Кодекса об образовании определяет основные требования к организации образовательного процесса:
• охрану здоровья обучающихся;
• соблюдение санитарных норм, правил и гигиенических
нормативов;
• создание безопасных условий при организации
образовательного процесса.

   Предметно развивающая среда в дошкольном учреждении должна способствовать реализации основных направлений развития детей:
• Физическому развитию; 
• Социально – нравственному и личностному развитию;
• Познавательному  развитию;
• Речевому развитию;
• Эстетическому развитию

   Функциональное назначение предметно – развивающей среды

ДЛЯ ДЕТЕЙ

ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

 Удовлетворении в потребности деятельности, познании;
 Ориентировка в окружающем;
 Накопление опыта эмоционально – практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

 Источник становления субъективного опыта  ребенка;

 Развитие инициативы, воображения, творчества;

 Среда для развития всех специфических видов деятельности;

 Реализация ребенком права на свободу выбора в деятельности.

 Реализация содержания образовательной программы;

 Предоставление детям как можно больше возможностей для активной, целенаправленной и  разнообразной деятельности;

 Эффективное средство поддержки индивидуальности и целостности развития ребенка до школы;

 Организация деятельности детей;

 Влияние на воспитательный процесс.

Организация  предметной игровой среды во второй  младшей группе
1. Центр познавательно – интеллектуального развития
— игры для интеллектуального развития: настольно-печатные, игры-     головоломки, мозаика, наборы «Лего» и др.;
— природный материал: шишки, камешки, вода, каштаны;
— элементарные измерительные приборы: 2 линейки разного размера, кружки различного цвета большие и маленькие;
— вспомогательное оборудование: воронки, лейки;
— демонстрационный материал по элементарным математическим представлениям, по развитию речи и культуре речевого общения;
— для развития мелкой моторики рук: разнообразные волчки, игрушки- забавы, альбомы для раскрашивания, наборы ручек, карандашей, мелки, фломастер.
2. Центр творчества
краски, кисточки разной величины, карандаши, мелки, трафареты, фломастеры, раскраски, бумага разной фактуры, картотека стихов по народно- прикладному искусству, настольно- печатные игры.
3.Экологический центр (уголок природы)
— Аквариум;
— Комнатные растения;
— Овощи и фрукты;
— Календарь природы;
— Наглядный иллюстративный материал;
— Песок, формочки;
— Лейки, деревянные лопатки, пластмассовые ведерки;
— Осенние листья, срезанные ветки деревьев;
— Альбомы «Времена года»;
— Дидактические игры;
— Шишки, веточки, желуди.
4.Игровой центр
— сюжетно-ролевые игры « Дом», « Магазин», «Парикмахерская»,

«Больница», строительные игры «Пароход», « Самолет», «Гараж»;
— игры-забавы: бирюльки, летающие колпачки, бильбоке;
— уголок развития конструкторских способностей: крупный строитель, модули, схемы, открытки, фото, рисунки;
— уголок двигательных игрушек ( машины, самолеты, лодки и т.д.)
5. Центр строительства
— крупный и средний строительный материал (конструктор);
— модели готовых построек;
— мелкие игрушки для обыгрывания построек.
Материал хранится в легких контейнерах. Не допускается смешение конструкторов разных типов при его хранении.
6.Уголок уединения
ширмы, крупный модульный материала, складные домики.
7.Уголок по изучению правил дорожного движения
-  дидактический материал;
- дидактические игры;
- дорожные знаки;
- макет дороги;
- материал по ОБЖ и ПДД;
-атрибуты для сюжетно-ролевой игры;
-настольно-печатные игры.
8.Художественно-изобразительный центр.
Карандаши, крупные трафареты различных животных и овощей, бумага, раскраски, пластилин, восковые мелки.
9.Уголок книги
художественная литература соответственно возрасту и тематике, иллюстрации писателей и их произведений.
10.Уголок краеведения (патриотический)
— генеологическое дерево (бабушка, дедушка, мама, папа, ребенок);
— альбомы о городе;
— иллюстрированные альбомы с произведениями белорусского фольклора     (стихи, сказки);
— иллюстрированные книги о белорусских городах;
— кукла в белорусском  костюме.
11.Уголок дежурных
— фартуки;
— щетки- сметки;
— совки;
—  карточки  учета дежурств воспитанников по столовой, к занятиям.
12.Уголок труда
— фартуки из материала и клеенки ( для мытья игрушек вместе с воспитателем);
— уборочный инвентарь : таз, тряпки, щетки;
— альбомы с иллюстрациями и фото сельскохозяйственного и бытового труда  взрослых;
— игрушки-орудия : лопатки, совочки.

      Организация  предметной игровой среды в средней группе
В среднем дошкольном возрасте пространство групп «разбито» нанебольшие полузамкнутые микропространства, что способствует играм небольшими подгруппами.      Средний дошкольный возраст – время расцвета сюжетно-ролевой игры, в которой дети отражают различные сюжеты: бытовые, трудовые, общественные, содержание любимых произведений, кинофильмов. Большая часть атрибутов храниться в специальных коробках, пластиковых цветных контейнерах, оформление и надпись на которых оказывают ребенку помощь в узнавании игры.

1. Центр познавательно – интеллектуального развития

— игры для интеллектуального развития: настольно-печатные, игры- головоломки, мозаика, наборы «Лего» и др.;
— природный материал : шишки, камешки, вода, каштаны;
— элементарные измерительные приборы: 2 линейки разного размера, кружки различного цвета большие и маленькие;
— вспомогательное оборудование: воронки, лейки;
— специальные измерительные приборы: увеличительное стекло, весы;
—демонстрационный материал по элементарным математическим представлениям, по развитию речи и культуре речевого общения;
— для развития мелкой моторики рук: разнообразные волчки, игрушки- забавы, альбомы для раскрашивания, наборы ручек, карандашей, мелки, фломастеры.
2. Центр творчества
краски, кисточки разной величины, карандаши, мелки, трафареты, фломастеры, раскраски, бумага разной фактуры, картотека стихов по народно-прикладному искусству, настольно-печатные игры.
3. Экологический центр (уголок природы)
— Аквариум;
— Комнатные растения;
— Овощи и фрукты;
— Календарь природы и погоды;
— Наглядный иллюстративный материал;
— Песок, формочки;
— Лейки, деревянные лопатки, пластмассовые ведерки, тряпочки, тазики, клеенки, палочки для рыхления, пульверизатор, стаканчики для посадки рассады;
— Осенние листья, срезанные ветки деревьев;
— Альбомы «Времена года»;
— Дидактические игры;
— Природный и бросовый материал.
4. Игровой центр
— сюжетно-ролевые игры «Дом», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», строительные игры «Пароход», «Самолет», «Гараж» и др.;
— игры-забавы: бирюльки, летающие колпачки, бильбоке;
— уголок развития конструкторских способностей: крупный строитель, модули, схемы, открытки, фото, рисунки;
— уголок двигательных игрушек ( машины, самолеты, лодки и т.д.)
5.Центр строительства (конструктор)
— крупный и средний строительный материал;
— модели готовых построек;
— мелкие игрушки для обыгрывания построек.
Материал хранится в легких контейнерах. Не допускается смешение конструкторов разных типов при его хранении.
6.Уголок уединения
ширмы, крупный модульный материала, складные домики.
7.Уголок по изучению правил дорожного движения
— элементарные макеты  дороги;
— наборы машинок;
— дорожные знаки;
— настольно – печатные игры;
— тематические альбомы с видами  различного транспорта.
8.Художественно-изобразительный центр
Карандаши крупные трафареты различных животных и овощей, бумага, раскраски, пластилин восковые мелки.
9.Уголок книги
художественная литература соответственно возрасту и тематике, иллюстрации писателей и их произведений.
10.Уголок краеведения (патриотический уголок)
— генеологическое дерево ( бабушка, дедушка, мама, папа, ребенок, брат, сестра, тетя, дядя);
— альбомы о городе;
— иллюстрированные альбомы с произведениями белорусского фольклора ( стихи, сказки);
— иллюстрированные книги о белорусских городах, с произведениями народного искусства, белорусских авторов, белорусские игрушки;
— кукла в белорусском  костюме;
— альбомы «Моя Беларусь»;
— настольно-печатные игры «Мой город», «Моя улица»;
— образцы белорусской посуды, одежды;
— декоративно-прикладное искусство Беларуси;
— выставка детских работ.
11.Уголок дежурных
— фартуки;
— щетки- сметки;
— совки;
—  карточки  учета дежурств воспитанников по столовой, к занятиям, в экологическом центре.
12.Уголок труда
— фартуки из материала и клеенки ( для мытья игрушек вместе с воспитателем);
— уборочный инвентарь : таз, тряпки, щетки;
— альбомы с иллюстрациями и фото сельскохозяйственного и бытового труда  взрослых;
— игрушки-орудия : лопатки, совочки, молоточки, плоскогубцы и др.
         Организация  предметной игровой среды в старшей группе
        Атрибутика игр для детей старшего дошкольного возраста более детализирована. Отдается предпочтение оборудованию и игрушкам небольшого размера – для игр на столе. Используется более разнообразный материал для строительных и конструктивных игр. В группах имеются конструкторы и строительные наборы, выполненные из разных материалов, напольные, настольные, разной тематической направленности. Очень большое внимание уделяется педагогами организации центров детского экспериментирования.
1. Центр интеллектуального развития

— игры для интеллектуального развития: шашки, шахматы, настольно-печатные игры, мелкие конструкторы и строительный материал  с набором схем;
— тетради с заданиями  для самостоятельной деятельности, звуковые линейки, счетные лесенки;
— разнообразные волчки, механические игрушки-забавы;
— альбомы для раскрашивания, наборы ручек, карандашей, мелков, фломастеров.
2.Центр творчества
краски, кисточки разной величины, карандаши, мелки, трафареты, фломастеры, раскраски, бумага разной фактуры, картотека стихов по народно- прикладному искусству, настольно- печатные игры.
3.Уголок книги
В старшем возрасте в центре книги находится художественная литература соответственно возрасту и тематике. Привлечение внимания к оформлению книг, к иллюстрациям. Знакомство с писателями и их произведениями.
4.Экологический центр (уголок природы)
— Аквариум;
— Комнатные растения;
— Овощи и фрукты;
— Календарь природы и погоды;
— Наглядный иллюстративный материал;
— Песок, формочки;
— Лейки, деревянные лопатки, пластмассовые ведерки, тряпочки, тазики, клеенки, палочки для рыхления, пульверизатор, стаканчики для посадки рассады;
— Осенние листья, срезанные ветки деревьев;
— Альбомы "Времена года";
— Дидактические игры;
— Природный и бросовый материал.
5.Игровой центр
— сюжетно-ролевые игры «Школа», «Ателье», «Почта», «Магазин», «Поликлиника», «Аптека», «Парикмахерская», «Семья», «Библиотека», «Моряки», «Космонавты», «Завод», «Ферма», «Кафе» («Столовая»);
— предметы-заменители: абстрактная игрушка, природный материал;
— игры-забавы: бирюльки («Рыболовы»), летающие колпачки, бильбоке;
— уголок двигательных игрушек: машины, самолеты, лодки и др.
6.Центр строительства (конструктор)
— конструктор большой и малый из разного материала;
— модели готовых построек;
— фабричный игровой материал ( для обыгрывания постройки, образца, мотивации игры): машины, паровозы, дома и др.;
— модули, схемы;
— открытки, чертежи построек;
— фотографии зданий,  рисунки построек.
Итоговые постройки воспитанников сохраняются на протяжении дня.
7.Центр краеведения (патриотический уголок)
Его содержание динамично  и зависит от темы недели.
— альбомы «Наша семья», «Наш город» (образование, культура, медицина, промышленность), «Наша область», «Беларусь» (города, костюмы, национальная кухня);
— предметы искусства;
— предметы одежды и быта: традиции, обычаи, фольклор, геральдика Беларуси;
— макеты города, план детского сада и др.;
— куклы в национальных костюмах;
— макет белорусской избы;
— карта Беларуси, родного города;
— портреты знаменитых людей Беларуси и пр.
8.Уголок уединения
ширмы, крупный модульный материала, складные домики.
9.Уголок по изучению правил дорожного движения
— макеты дороги;
— макет светофора;
— жезл;
— наборы машинок;
— дорожные знаки;
— настольно-печатные игры;
— тематические альбомы с различными видами транспорта.
10. Художественно-изобразительный центр.
Карандаши крупные трафареты различных животных и овощей, бумага, раскраски, пластилин восковые мелки.
11.  Уголок труда
— фартуки из материала и клеенки (для мытья игрушек вместе с воспитателем);
— уборочный инвентарь: таз, тряпки, щетки;
— альбомы с иллюстрациями и фото сельскохозяйственного и бытового труда  взрослых;
— игрушки-орудия : лопатки, совочки, молоточки, плоскогубцы;
— альбом «Наши дела» ( составляется совместно с воспитанниками на протяжении года).
12.  Уголок дежурных
— фартуки;
— щетки-сметки,  совки;
—  карточки  учета дежурств воспитанников по столовой , к занятиям, в экологическом центре.

13. Уголок первоклассника

Портфель, прописи, счётные палочки, пенал, глобус, линейки и др.

        Содержание развивающей предметно-пространственной среды помогает детям удовлетворить свои интересы, раскрыть потенциальные возможности, утвердиться творчески способной личностью.

Заместитель заведующего по основной деятельности Н.В. Мацуганова

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.