Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

"ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Дата: 28 марта 2020 в 09:31

Детская игра — это вид деятельности, который заключа­ется в отражении действий взрослых и от­ношений между ними, который направлен на ориентировку и познание предметной и социальной действительности.

            Дидактическая игра относится к разряду игр с правилами. Её сущность — решение умственных задач через занимательные практические действия.

            Почему так важно в работе с детьми дошкольного возраста использовать ди­дактическую игру?

  1. Игра (по периодизации развития личности, разработанной Д.Б. Элькониным) — это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Ведущим видом деятельности в определённый период развития личности выступает тот, участие в котором приводит к появлению новообразований в психике. Он «ведёт» за собой развитие. И, следовательно, эффективность развития, а значит, и обучения, и воспитания, будет зависеть от того, в до-
    статочной ли степени детям обеспечено участие в ведущем виде деятельности. Дидактическая игра является ведущим методом обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста, т.к. она соот­ветствует их возрастным и психологичес­ким особенностям.
  2. Дидактическая игра позволяет смягчить переход от одного ведущего вида деятельности к другому. Все дети хотят идти в школу. Когда мы спрашиваем, как ты будешь учиться, ответ один: «На отлично». Никто из ребят не сом­невается в том, что их ожидает успех. Но проходит время — и многие из них согласны не ходить в школу. Каковы причины такого явления? Прежде всего — несоответствие методов обучения, используемых учите­лями, возрастным и психологическим осо­бенностям шестилетних первоклассников. «Школа предъявляет слишком взрослые требования к ребёнку. Слишком резок пе­реход от игры к учёбе. Тут нужны переход­ные формы», — говорила Н.К. Крупская. Такой переходной формой и является ди­дактическая игра, которая органично со­единяет в себе игру и учёбу. Она одинаково необходима и воспитателю дошкольного образования, чтобы сформировать у детей элементы учебной деятельности, и учителю, чтобы перевести игру в процесс обучения, смягчить переход от игровой деятельности к учебной.

3. Дидактическая игра способствует со­вершенствованию педагогического обще­ния. В игре педагог выполняет различные роли: инициатор, руководитель, судья. С детьми же дошкольного возраста в зна­комой игре он часть своих полномочий (например, руководство и судейство) мо­жет передать воспитанникам, а сам стать рядовым игроком. Сближаются позиции воспитателя и детей, между ними растёт взаимопонимание.

4. Дидактическая игра — это, прежде всего, обучающая игра. С её помощью ус­ваиваются программные представления, формируются умения и навыки. Дидакти­ческая игра не только обучает, но и разви­вает интеллект, волю, эмоции.

            Рассмотрим это на примере игры «Кого не стало?», задача которой — содейство­вать запоминанию названий и внешнего облика животных.

            Воспитатель выставляет на столе четыре игрушки (предметные карточки) по теме. Проводится работа по запоминанию порядка их расположения. Воспитатель просит детей закрыть глаза и убирает одно из жи­вотных. По сигналу воспитанники откры­вают глаза и говорят, кого не стало. В дан­ной игре дети, прежде всего, упражняются в узнавании животных по внешнему облику, запоминают их названия, т.е. осуществля­ется решение познавательных задач. Но одновременно им приходится приложить волевое усилие (развитие воли), вспом­нить, что было выставлено ранее (развитие памяти), сравнить то, что есть с тем, что было (выполнение мыслительной опера­ции сравнения, т.е. развитие операционной стороны мышления), сделать вывод о том, чего не стало (развитие функциональной стороны мышления). Правильность отве­та, похвала педагога доставляют радость (развитие эмоций).

            Какова структура дидактической игры?

            В структуре игры выделяются следую­щие компоненты: дидактическая задача, содержание, правила, игровые действия.

            Дидактическая задача— это цель, т.е. то, что собираемся сформировать у детей, используя данную игру.

            Содержанием дидактических игр явля­ется окружающая действительность: мир звуков, мир чисел, мир растений, мир жи­вотных, профессиональная деятельность людей, бытовые дела и т.д.

            Правила— это требования к деятельнос­ти, взаимоотношениям, поведению детей (как действовать в игре: громко — тихо, быстро — медленно — не торопясь, по оди­ночке — парами — группой и т.п.). Если дидактическая задача отражает обучаю­щую направленность игры, то правила — её воспитательную нагрузку. Именно они позволяют реализовать воспитательный потенциал игры.

            Игровые действия— это операции, ко­торые ребёнок совершает в игре: хлопки в ладоши, открывание и закрывание глаз, бросание и ловля мяча, отбор и группиров­ка карточек и др. Именно игровые действия составляют основу игры. Есть игровое действие — есть игра, нет игрового действия — исчезает игра, остается дидактическое упражне­ние. Если правила диктуют ребёнку, как действовать, то игровые действия говорят о том, что надо делать. В игре «Посади ба­бочку на цветок» игровое действие сфор­мулировано в названии — посади бабочку на цветок. Однако есть правило: цвета ба­бочки и цветка должны совпадать (жёлтую бабочку нужно посадить на желтый цветок, красную — на красный и т.д.).

Если рассматривать структурные компо­ненты игры с точки зрения интереса к ним, то для педагога важна дидактическая задача (что я сформирую у детей в этой игре?). Детей же интересует прежде всего игровое действие (что я буду делать в этой игре?).

            Воспитатель может самостоятельно соз­давать собственные дидактические игры. К дидактической задаче, которая заложена в учебной программе дошкольного обра­зования, необходимо подобрать интерес­ное игровое действие, которое послужит мотивом деятельности, вызовет желание решить поставленную задачу.

            Что может служить игровым дейст­вием?

  • Игровое манипулирование предме­тами.

Суть данной формы игрового действия в том, что дети складывают, отбирают, классифицируют геометрические фигу­ры, предметные карточки, игрушки и т.д. Например, положить большую ягоду в большую корзинку, маленькую ягодку — в маленькую корзиночку; посадить жёл­тую бабочку на жёлтый цветок, красную бабочку — на красный и т.д.; разложить печенье: круглой формы — на круглый поднос, квадратное — на квадратный, тре­угольное — на треугольный и т.д.

  • Поиск и находка.

Игровое действие направлено на нахож­дение заданного условиями игры цвета, формы, размера, фигуры, буквы и т.д. Об­щее название игр, в которых используется данная форма реализации игрового дейст­вия, — «Найди такой же...». Однако они могут называться иначе. Например, в игре «Привяжи шарик к ниточке» дидактичес­кая задача — формировать умение распоз­навать цвет предмета.

  • Загадывание и отгадывание.

Основной признак загадки — завуалиро­ванное описание чего-либо, которое нужно раскрыть, расшифровать, раскодировать (отгадать и доказать). В игре «Угадай по описанию» дети не только отгадывают за­гадки, но и сами их составляют.

  • Выполнение ролей.

Дети любят ролевое участие в игре, они постоянно находятся в образе кого-либо. Им нравятся игры-драматизации. В ди­дактических играх часто кто-то из детей выполняет одну роль, все остальные — дру­гую. Например, в игре «Почтальон принёс письмо» кому-то достаётся роль почтальо­на, все остальные играют роль адресатов — получателей корреспонденции.

  • Соревнование.

Эта форма реализации игрового дейст­вия присутствует в играх под общими названиями «Кто больше?», «Кто быст­рее?». Соревнование может быть индиви­дуальным, между парами, между группами детей.

  • Особое игровое движение.

Данная форма реализации игрового действия проявляется в выполнении како­го-либо физического движения (прыжки, приседания, хлопки и т.д.).

Например, игра «Поймай звук» направ­лена на формирование умения распозна­вать парные твёрдые и мягкие согласные. Игровое действие такого плана обеспечи­вает обратную связь, позволяет изменить позу, избрать комфортную силу движения и снять статическое утомление.

  • Ожидание и неожиданность.

Ярким примером данной формы реали­зации игрового действия может служить игра «Чудесный мешочек».

  • Игровой зачин.

Это буквально одно предложение, на­пример, «К нам пришла телеграмма (по­сылка, письмо) от Чебурашки». Дальше может идти дидактическое упражнение — просьба о помощи, высказанная сказочным героем, придаёт ему игровой характер.

            Дидактическая игра — не средство раз­влечения, а метод обучения, поэтому её дидактическая задача должна соответство­вать цели занятия.

            Педагогическое руководство до игры:

  • определить дидактические задачи игры, её место и роль в образовательном процессе, взаимосвязь с другими мето­дами;
  • продумать объяснение правил и хода игры, подготовить необходимое игровое оборудование;
  • продумать индивидуальную работу с детьми в процессе игры.

            Педагогическое руководство в ходе игры:

  • не объявить игру («Дети, сейчас мы с вами поиграем в игру...»), а предложить ее («Хотите поиграем?», «Хотите познаком­лю вас с новой игрой?»);
  • кратко, чётко и понятно объяснить пра­вила и ход игры, показать образец дейст­вия;
  • следить за соблюдением правил, не исключать того, кто ошибся или нарушил их;
  • не заставлять играть, а поощрять, хва­лить тех, кто это делает хорошо;
  • подводить итог игры.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошкольного образо­вания / Е.А. Панько [и др.]; под ред. Я.Л. Ко-ломинского, Е.А. Панько. — Мозырь: Белый Ветер, 2014.

2. Максимук Н.Н., Еще раз об игре. // Научно-методический журнал "Пралеска" -2016.-№ 9, - стр. 31.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.