Детская игра — это вид деятельности, который заключается в отражении действий взрослых и отношений между ними, который направлен на ориентировку и познание предметной и социальной действительности.
Дидактическая игра относится к разряду игр с правилами. Её сущность — решение умственных задач через занимательные практические действия.
Почему так важно в работе с детьми дошкольного возраста использовать дидактическую игру?
- Игра (по периодизации развития личности, разработанной Д.Б. Элькониным) — это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Ведущим видом деятельности в определённый период развития личности выступает тот, участие в котором приводит к появлению новообразований в психике. Он «ведёт» за собой развитие. И, следовательно, эффективность развития, а значит, и обучения, и воспитания, будет зависеть от того, в до-
статочной ли степени детям обеспечено участие в ведущем виде деятельности. Дидактическая игра является ведущим методом обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста, т.к. она соответствует их возрастным и психологическим особенностям. - Дидактическая игра позволяет смягчить переход от одного ведущего вида деятельности к другому. Все дети хотят идти в школу. Когда мы спрашиваем, как ты будешь учиться, ответ один: «На отлично». Никто из ребят не сомневается в том, что их ожидает успех. Но проходит время — и многие из них согласны не ходить в школу. Каковы причины такого явления? Прежде всего — несоответствие методов обучения, используемых учителями, возрастным и психологическим особенностям шестилетних первоклассников. «Школа предъявляет слишком взрослые требования к ребёнку. Слишком резок переход от игры к учёбе. Тут нужны переходные формы», — говорила Н.К. Крупская. Такой переходной формой и является дидактическая игра, которая органично соединяет в себе игру и учёбу. Она одинаково необходима и воспитателю дошкольного образования, чтобы сформировать у детей элементы учебной деятельности, и учителю, чтобы перевести игру в процесс обучения, смягчить переход от игровой деятельности к учебной.
3. Дидактическая игра способствует совершенствованию педагогического общения. В игре педагог выполняет различные роли: инициатор, руководитель, судья. С детьми же дошкольного возраста в знакомой игре он часть своих полномочий (например, руководство и судейство) может передать воспитанникам, а сам стать рядовым игроком. Сближаются позиции воспитателя и детей, между ними растёт взаимопонимание.
4. Дидактическая игра — это, прежде всего, обучающая игра. С её помощью усваиваются программные представления, формируются умения и навыки. Дидактическая игра не только обучает, но и развивает интеллект, волю, эмоции.
Рассмотрим это на примере игры «Кого не стало?», задача которой — содействовать запоминанию названий и внешнего облика животных.
Воспитатель выставляет на столе четыре игрушки (предметные карточки) по теме. Проводится работа по запоминанию порядка их расположения. Воспитатель просит детей закрыть глаза и убирает одно из животных. По сигналу воспитанники открывают глаза и говорят, кого не стало. В данной игре дети, прежде всего, упражняются в узнавании животных по внешнему облику, запоминают их названия, т.е. осуществляется решение познавательных задач. Но одновременно им приходится приложить волевое усилие (развитие воли), вспомнить, что было выставлено ранее (развитие памяти), сравнить то, что есть с тем, что было (выполнение мыслительной операции сравнения, т.е. развитие операционной стороны мышления), сделать вывод о том, чего не стало (развитие функциональной стороны мышления). Правильность ответа, похвала педагога доставляют радость (развитие эмоций).
Какова структура дидактической игры?
В структуре игры выделяются следующие компоненты: дидактическая задача, содержание, правила, игровые действия.
Дидактическая задача— это цель, т.е. то, что собираемся сформировать у детей, используя данную игру.
Содержанием дидактических игр является окружающая действительность: мир звуков, мир чисел, мир растений, мир животных, профессиональная деятельность людей, бытовые дела и т.д.
Правила— это требования к деятельности, взаимоотношениям, поведению детей (как действовать в игре: громко — тихо, быстро — медленно — не торопясь, по одиночке — парами — группой и т.п.). Если дидактическая задача отражает обучающую направленность игры, то правила — её воспитательную нагрузку. Именно они позволяют реализовать воспитательный потенциал игры.
Игровые действия— это операции, которые ребёнок совершает в игре: хлопки в ладоши, открывание и закрывание глаз, бросание и ловля мяча, отбор и группировка карточек и др. Именно игровые действия составляют основу игры. Есть игровое действие — есть игра, нет игрового действия — исчезает игра, остается дидактическое упражнение. Если правила диктуют ребёнку, как действовать, то игровые действия говорят о том, что надо делать. В игре «Посади бабочку на цветок» игровое действие сформулировано в названии — посади бабочку на цветок. Однако есть правило: цвета бабочки и цветка должны совпадать (жёлтую бабочку нужно посадить на желтый цветок, красную — на красный и т.д.).
Если рассматривать структурные компоненты игры с точки зрения интереса к ним, то для педагога важна дидактическая задача (что я сформирую у детей в этой игре?). Детей же интересует прежде всего игровое действие (что я буду делать в этой игре?).
Воспитатель может самостоятельно создавать собственные дидактические игры. К дидактической задаче, которая заложена в учебной программе дошкольного образования, необходимо подобрать интересное игровое действие, которое послужит мотивом деятельности, вызовет желание решить поставленную задачу.
Что может служить игровым действием?
- Игровое манипулирование предметами.
Суть данной формы игрового действия в том, что дети складывают, отбирают, классифицируют геометрические фигуры, предметные карточки, игрушки и т.д. Например, положить большую ягоду в большую корзинку, маленькую ягодку — в маленькую корзиночку; посадить жёлтую бабочку на жёлтый цветок, красную бабочку — на красный и т.д.; разложить печенье: круглой формы — на круглый поднос, квадратное — на квадратный, треугольное — на треугольный и т.д.
- Поиск и находка.
Игровое действие направлено на нахождение заданного условиями игры цвета, формы, размера, фигуры, буквы и т.д. Общее название игр, в которых используется данная форма реализации игрового действия, — «Найди такой же...». Однако они могут называться иначе. Например, в игре «Привяжи шарик к ниточке» дидактическая задача — формировать умение распознавать цвет предмета.
- Загадывание и отгадывание.
Основной признак загадки — завуалированное описание чего-либо, которое нужно раскрыть, расшифровать, раскодировать (отгадать и доказать). В игре «Угадай по описанию» дети не только отгадывают загадки, но и сами их составляют.
- Выполнение ролей.
Дети любят ролевое участие в игре, они постоянно находятся в образе кого-либо. Им нравятся игры-драматизации. В дидактических играх часто кто-то из детей выполняет одну роль, все остальные — другую. Например, в игре «Почтальон принёс письмо» кому-то достаётся роль почтальона, все остальные играют роль адресатов — получателей корреспонденции.
- Соревнование.
Эта форма реализации игрового действия присутствует в играх под общими названиями «Кто больше?», «Кто быстрее?». Соревнование может быть индивидуальным, между парами, между группами детей.
- Особое игровое движение.
Данная форма реализации игрового действия проявляется в выполнении какого-либо физического движения (прыжки, приседания, хлопки и т.д.).
Например, игра «Поймай звук» направлена на формирование умения распознавать парные твёрдые и мягкие согласные. Игровое действие такого плана обеспечивает обратную связь, позволяет изменить позу, избрать комфортную силу движения и снять статическое утомление.
- Ожидание и неожиданность.
Ярким примером данной формы реализации игрового действия может служить игра «Чудесный мешочек».
- Игровой зачин.
Это буквально одно предложение, например, «К нам пришла телеграмма (посылка, письмо) от Чебурашки». Дальше может идти дидактическое упражнение — просьба о помощи, высказанная сказочным героем, придаёт ему игровой характер.
Дидактическая игра — не средство развлечения, а метод обучения, поэтому её дидактическая задача должна соответствовать цели занятия.
Педагогическое руководство до игры:
- определить дидактические задачи игры, её место и роль в образовательном процессе, взаимосвязь с другими методами;
- продумать объяснение правил и хода игры, подготовить необходимое игровое оборудование;
- продумать индивидуальную работу с детьми в процессе игры.
Педагогическое руководство в ходе игры:
- не объявить игру («Дети, сейчас мы с вами поиграем в игру...»), а предложить ее («Хотите поиграем?», «Хотите познакомлю вас с новой игрой?»);
- кратко, чётко и понятно объяснить правила и ход игры, показать образец действия;
- следить за соблюдением правил, не исключать того, кто ошибся или нарушил их;
- не заставлять играть, а поощрять, хвалить тех, кто это делает хорошо;
- подводить итог игры.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Е.А. Панько [и др.]; под ред. Я.Л. Ко-ломинского, Е.А. Панько. — Мозырь: Белый Ветер, 2014.
2. Максимук Н.Н., Еще раз об игре. // Научно-методический журнал "Пралеска" -2016.-№ 9, - стр. 31.